Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида №6 "Дюймовочка"

Комплексное обследования уровня развития детей с тяжелыми нарушениями речи

08.02.2018
08.02.2018

 

В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи. Причем эта группа имеет стойкую тенденцию к увеличению: в связи с ослаблением материнского и детского здоровья в целом по стране, на это указывают исследования С.Ю.Бениловрой, Т.С.Резниченко, О.Е.Грибовой и других.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.

В дошкольном возрасте контроль за развитием необходим для выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития ребенка. Благодаря быстрым темпам развития в период дошкольного возраста незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Кроме того, дошкольный возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию интеллектуального развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии ребенка чрезвычайно важно. Если вовремя начать коррекционные мероприятия есть шанс устранить все проблемы к младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

В настоящее время как показывают многочисленные исследования, полноценного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения, особенности развития, и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.

Цель проекта: Максимально точное выявление у ребенка уровня психоречевого развития для постановки диагноза и подбора наиболее эффективных методов коррекционного воздействия.

Задачи:

  1. Определить степень разработанности проблемы в теории и и практике логопедии.
  2. Выявить специфические особенности уровня развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Определить значение психических процессов в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

  1. Разработать методические рекомендации по созданию оптимальных условий обучения и воспитания.

Педагогическая значимость заключается в разработке системы коррекционной работы, подборе приёмов и методов для увеличения эффективности работы по преодолению тяжелых нарушений речи.

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и "социализацию" ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития и психического развития ребенка. Поэтому последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. Разрабатываемый подход находится в рамках психолого- педагогического направления российской логопедической школы Роза Евгеньевна Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга»

Как справедливо замечает Галина Васильевна Чиркина «нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенности речевой среды, не выстраивает определенную иерархическую систему первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка». Детский психиатр, доктор медицинских наук Тимошевский Сергей Валерьевич на базе собственной клиники при медицинском институте набирал безречевых (с ОНР 1-2 уровня) детей с грубой задержкой психического развития. Подробное обследование детей занимало 3-4 месяца.

Он выяснял первопричину такой сильной задержки развития и на каком уровне развития находится все психические и физические процессы. После этого ребенка возвращали на тот этап, на котором произошла «поломка». И особое внимание уделяли тому психическому процессу, который находился на самом низком уровне и все внимание уделяли этому психическому процессу, который тормозил развитие ребенка. Сергею Валерьевичу за 6 месяцев коррекционной работы удавалось привести все психические процессы к возрастной норме.

В моей практике пришел безречевой ребенок в возрасте 4х лет, уровень развития психических процессов ребенка соответствовал уровню 1,5-2 лет. В ходе обследования было выявлено, что у ребенка произошла «поломка» в возрасте 5-6 месяцев: не было активного лепета и отсутствовал период ползания. При возвращении ребенка на этот этап развития через 2 недели у ребенка появились первые слова, а через 1,5 месяца первые предложения. По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования.

Мы предлагаем выделить 5 этапов:

  1. Ориентировочный
  2. Диагнгостический
  3. Аналитический
  4. Прогностический
  5. Информирование родителей

Остановимся подробнее на каждом этапе.

  1. Ориентировочный этап. Задачи:

Сбор анамнестических данных;

Выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности:

Изучение педагогической и медицинской документации; Изучение работ ребёнка; Беседа с родителями.

  1. Диагностический этап.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования уровня общего, психического развития, и состояние речи ребенка. Кроме того необходимо выяснить какие факторы влияют на проявление речевого дефекта.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

-   от возраста ребенка

-    от уровня развития речи

-   от уровня психического развития ребенка

От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен - но не заучен! -ребенком)

Аналитический этап

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

4. Прогностический этап

Прогностический этап - очень важное звено в системе логопедического обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о его индивидуальном образовательном маршруте.

Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка - только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.

5 .Информирование родителей.

Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребенка. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребенка.

Родители - это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу и которые могут повлиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Они могут способствовать успешной коррекционной работе, совершая просто чудеса, и могут ей противостоять, считая её необязательной и излишней.

Остановимся подробнее на диагностическом, аналитическом и прогностических этапах обследования.

На диагностическом этапе я внимательно диагностирую не только речь, но и психические процессы: зрительное восприятие: размера, цвета, формы, ориентировка в пространстве, на плоскости, построение построек по образцу; мышление: разрезная картинка, последовательные картинки, 4 лишний, ответы к рассказам; Память: долговременная, кратковременная: зрительная, слуховая; Внимание - сравнение картинок. Также у детей очень подробно обследую речь. Результаты обследования речи детей можно увидеть в диаграмме.

По результатам подробного обследования с учетом анализа на каждого ребенка был составлен план коррекционной работы с учетом его индивидуального развития.

Ожидаемый результат:

Повышение эффективности коррекционной работы в речевой, интеллектуальной эмоционально-волевой, личностных сферах.