Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Средняя образовательная школа № 13" (Дошкольное отделение)
09.03.2017

09.03.2017

 

Детей с общим недоразвитием речи 1 уровня можно разделить на две большие группы:

1)     дети имеющие лепетную речь

2)      дети у которых речь полностью отсутствует (нет четкого произношения гласных звуков)- это безречевые дети.

У безречевых детей нарушения в развитии проявились на этапе лепета (отсутствует, либо по завершении этапа ребенок замолкает). На первом этапе этих детей необходимо вывести на активный лепет.

У  этих детей есть зачатки жестовой речи (тянется к предмету, который ему нужен), но не все дети активно пользуются жестовой речью и активно вступают в контакт со сверстниками. (Учим безречевых детей активно пользоваться жестовой речью).  Первый этап работы с этими детьми- это обследование детей.  Диагностика проводиться в игровой форме. На котором надо выявить уровень интеллектуального развития ребенка (уровень психических процессов на невербальном уровне), есть ли у ребенка признаки аутизма, работу органов артикуляции (губ, языка, воздушная струя), уровень понимания речи. Очень часто причиной отсутствия речи является снижение уровня понимания устной речи  и как следствие отсутствие желания у ребенка общения со взрослым на вербальном уровне, вторичная задержка психического развития встречается у 3-4 летних детей в 50% случаев, нарушения поведения 70%.  Работа начинается с установление контакта с ребенком через невербальные дидактические игры и игры на развитие фонематического слуха на неречевых звуках. Дальнейшие этапы  работы строятся в зависимости от уровня речевого развития ребенка и сопутствующих проблем.

Этапы становления понимания речи у детей с речевым недоразвитием (по Жуковой Н.С.):

Нулевой: ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным и предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя , у родителей, но не различает по словестной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых в быту.

Номинативный: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на картинках (идет, сидит). Не понимает вопросов косвенных падежей.

Предикативный: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на картинках, различает значения нескольких первообразных предлогов (в, на, около). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами.

 

Формирование экспрессивной речи затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер (В.А.Ковшиков) :

 а) кинестетическая оральная апраксия, т. е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков;

 б) трудности переключения от одного движения к другому;

 в) трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова (его двигательной схемы) и др.

г) Трудности в согласованной работе голосового, дыхательного, артикуляционного аппаратов

 В связи с указанными затруднениями задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи — активного словаря. Он оказывается бедным, недостаточным, искаженным. Задерживаются в своем развитии и фонетическая сторона и грамматический строй речи.

 В первую очередь специфические особенности словаря детей с моторной алалией объясняются неустойчивостью звуковых образов слов, трудностью их припоминания и удержания слогового ряда. Бедность активного словаря детей проявляется в неумении отбирать из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомые слова. Таким образом, большинство типических для детей с алалией лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Дети, как правило, обладают должными понятиями, но затрудняются в поиске слов для выражения понятий.

Симптомокомплекс языковых расстройств приводит ко вторичному недоразвитию интеллекта, нарушаются психические процессы. У таких детей недостаточны внимание, восприятие, память, нарушения эмоционально - волевой сферы, поведения. Дети упрямы, капризны, негативистичны. Отмечается склонность к слезам, двигательное беспокойство, повышенная синзетивность.

Для детей, имеющих систематическое недоразвитие речи, характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижение уровня умения строить умозаключения, устанавливать причинно - следственные связи.

Занятия с детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые в игровой форме. Занятия насыщены невербальными заданиями. Занятия начинаются с артикуляционной гимнастики в игровой форме для этого использую в своей работе книги Нищевой Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика» и Волошиной И.А. «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», «Артикуляционная гимнастика для девочек».

Далее начинаем работу с уточнения артикуляции гласных звуков (этот этап особенно важен для безречевых детей).  Для этого хорошо использовать фонетическую ритмику (особенно в подгрупповой работе). Символы артикуляции гласных звуков (Медведи, коты, колобки и т.д.).  На коррекционных занятиях учим детей звукоподражанию, просим повторить за логопедом звук или ряд звуков, чтобы ребенку было интереснее делаем это в игровой форме (пирамидка, грибочки, пазлы, камушки- это зависит от интересов ребенка).

Для вызывания звукоподражаний используются и шнуровка. Червячок ест яблоко, грушу, сыр (ест мышка) и каждый раз говорим «ам». Сначала озвучивает взрослый, а потом и ребенок. Так же использую  игры для вызывания з звуков или звукосочетаний и » и развития концентрации внимания : Д/и «Дерево» (с машинками) – для вызывания звука «В, «Дятел» (тук-тук), водные часики (кап-кап).

Развитие дыхания: задувание свечей, футбол (с пенопластовым шариком, ватой) и т.д.. Дифференциация носового и речевого дыхания в игровой форме.

Т.к. дети с ТНР неусидчивы, быстроутомляемы, с низкой концентрацией внимания, то используем игры для повышения концентрация внимания и на этих играх вызываем звукоподражания (дерево, капельки, дятел).

Со всеми детьми работаем над  развитием  понимания речи (у большинства оно снижено и находится на  ситуативном уровне). В группе детей учить ориентироваться в собственном теле (руки вверх, мальчики встали, девочки сел, и т.д.)Для этого используем предметы, игрушки, картинки. Называем словосочетания с предметами многократно, в разных грамматических формах. «Возьми собаку. Хорошая собака. Погладь собаку, Где у собаки глазки и т.д.» С детишками у которых хороший пассивный предметный словарь начинаем работать над расширением (или формированием) предикативного словаря, понимания простых предлогов (с игрушками), грамматического строя речи (один-много, большой-маленький). Если у ребенка снижено понимание фразовой речи (но он может уже говорить короткие слова типа да, нет и хорошо знаком с предметным словарем) и у вас близкие доверительные отношения, можно использовать на занятиях и дома «провокации»: «Ставим перед ребенком тарелку с супом и спрашиваем: «Ты будешь есть палочкой?» при согласии ребенка даем ему палочку для мороженого» и т.д.

 Для активизации речи детей (с детками которые могут дать звукоподражания, но не хотят пользоваться своими речевыми возможностями) так же использую в своей работе  пособие Т.В.Башинской, Т.В.Пятницы «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна» Мозырь ООО ИД «Белый ветер» 2008.

Также обязательна работа над развитием фонематического слуха. Это традиционные различения на слух музыкальных игрушек, отстукивание ритма музыкальным инструментом под музыку. Различение предметов близких по звучанию на слух

Часто дети с лепетной речью начинают говорить при использовании мячиков су-джок. Катаем шарик и медленно читаем стихотворение

 «Вот какой хороший еж,

 ты колючий ну и что ж,

 я хочу с тобой поладить,

я хочу тебя погладить»

Для детей очень интересны инсценировки  русских народных сказок с помощью разных видев театров (Репка, Колобок, Курочка Ряба, 3 медведя, Маша и медведь и т.д.). С детьми  также можно заучивать стихотворения с движением (прекрасно подходят стихотворения А.Барто, простые пальчиковые   гимнастики, потешки (Гуси-гуси и т.д.))

На занятиях также использую игры на развитие психических процессов, особенно с детками с задержкой психического развития.

 

 

 

 

Литература:

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей Екатеринбург, 2011

Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления С-Пб, Изд.»Каро», 2006

Т.В. Башинская, Т.В.Пятница  Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2008

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: