Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Средняя образовательная школа № 13" (Дошкольное отделение)

Дифференциация звуков С-З

11.10.2021
11.10.2021

 

Упражнение. Произносить (читать) слоги.

 

за—са

зо—со

зу—су

зы—сы

Зя - ся

зё—сё

зи—си

зе—се

зва—сва

зво—сво

зву—сву

звя—свя

зви—сви

зве—све

зла—ела

зло—ело

злу—слу

зля—сля

зли—ели

зле—еле

зма—сма

змо—смо

зму—ему

зме—сме

 

зна-сна

азма-асма

язма-ясма

изма-исма

зно-сно

озма-осма

ёзма-ёсма

езма-есма

зну-сну

зму-сму

зне-сне

узма-усма

юзма-юсма

 

Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками з и с.

Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засы­пать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, за-фосить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, ввозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза, селезень.

Упражнение. Произносить (читать) слова с прямыми слогами.

за—са

 зал—сало

зайка—сайка

Лиза—лиса

роза—роса

коза—коса

 замок —сапог

зальют—салют

заперся—сапёр

уползай—кусай

Захар—сахар

 назад—сад

лизать—лиса

вязанка—санки

позади—посадил

залезать—салазки

заметёт—самолёт

 

30  СО

 

зов—сон

зол—соль

Зоя—соя

 

зорко—сопка

зонтик—сонный

возок—носок

 

зола—сова

узор—сор

золотой—соловей

кузовок—совок

 

зуб—суп

вывезу—вынесу

 

зу—су

зубок—сурок

зубной —сукно

везу—несу

внизу—снесу

 

козу—косу

грозу —росу

мазут—пасут

грызун—плясун

  

зы — сы

зыбь—сыпь       арбузы—бусы                    пузырь—сыр

козы—косы       музыка—русый                  пузырёк—сырок

                                                                          называть—посылать

зя — ся,  зё — сё

зябь—сядь                         озёра—сёла

зябкий—всякий                 козёл—осёл

изящный—висячий           призёр—боксёр

позёмка—тесёмка            зёрнышко—сёдлышко

зи  си

Зина—Сима                  резина—трясина            зима—синева

зимний—синий            бензин—керосин           магазин—погасил

озимый—осина            возил—носил                 корзинка—ворсинка

бузина—бусина                                                     зимовка—сиротка

зе  се

зев—сев                              зерно—седло

зебра—серый                     музей—посей

зелень—сельдь                  газета—кассета

зва  сва,  зве  све,  зво  сво

взвалить—свалить         звон—свой
зверёк—сверчок               взвод—свод

зли  ели,  зло  ело,  зме  сме

злить—слить                     взломать—сломать

злой—слой                        змей—смей

знасна,  зно  сно

знать—снасть зной—сноп

 

Упражнение. Произносить (читать) слова с обратными слогами.

 

ПОЛОЗЬЯ—КОЛОСЬЯ

резьба—тесьма

возле—после

поздно—постно

козлик—ослик

гвозди—кости

грозный—рослый

 

разве—басня

разный—красный

гораздо—горластый

глазной—гласный

азбука—астра

грузный—грустный

кузница—искусница

 

Упражнение. Произносить (читать) предложения.

Лиза, посади сзади Соню. Зоя, дай Захару сахару. На лис­тьях зелёных роса, как слеза. У куклы синие глаза, у куклы жёлтая коса. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Не велик соловей, да голосок золотой. Сеня взял совок и насы­пает кузовок. Птичку сойку мы назвали Зойкой. Эту девочку : косой во дворе зовут «Козой». Вася возит песок, скрипит его возок. Вяжет бабушка носок не по мерке, на глазок. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок. Я несу кор­зину, внизу меня ждёт Сима. В грозу мы прятались с тобой в лесу. Сизый селезень по берегу идёт. Кот Василий напро­казил: он тайком в сметану лазил. Возле озёр несколько сёл. Зина, и Сима взяли савки. Наступил синий зимний вечер.

Загадка

Хоть сама и снег и лёд, а уходит — слёзы льёт. (Зима)

 

Упражнение. Произносить (читать) тексты.

Загадки

 

Чудеса, чудеса — Загорелись небеса!

Стали алы облака, Стала розовой река.

(Заря)

 

Колотили Острый Нос

И точили Острый Нос.

Поработал Острый Нос —

Увезли зелёный воз.

(Коса)

 

Осень

Где бодрый серп гулял

и падал колос,

Теперь уж пусто всё —

простор везде;

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

(Ф. Тютчев)

 

Осветило солнце ели,

Заглянуло в сосняки —

Все снежинки заблестели,

Все зажглись, как огоньки.

(Е. Трутнева)

 

Золотое  поле

Покуда глаз хватит — золотое поле, море золотое. Ходят по золоту волны, склоняя книзу спелые колосья. Высыпали васильки — синие звёзды.

Берёзовый лес

За берёзой показался шелковистый берёзовый кустарник, тёмно-зелёный.

Место тут степное, глухое. Везде буйно заросла земля, а тут непролазная, по пояс трава. По пояс выросли и цветы. От них — белых, синих, розовых, красных — рябит в глазах. Все поляны залиты ими, такими красивыми, что только в берёзо­вых лесах растут.

Собирались тучи, ветер нёс песни жаворонков, но они теря­лись в непрестанном шелесте. Еле намечалась среди кустов дорога. Сладко пахло клубникой, горько — земляникой, берё­зой, полынью.

(По И. Бунину)

Ночлег  зимой

Перед зарёй на берёзу сели тетерева. Без берёзы тетеревам зиму не перезимовать. Поля засыпаны снегом, не найти зер­на. А на ветках берёзы серьги. Их и едят тетерева.

Близилась ночь. Синий сумрак густел, опускался. Близился снегопад. Тетерева смотрели на закат и, казалось, задумались: где сегодня заночевать?

Задул ветер. Заколыхались ветки с задумавшимися птицами. Когда закат совсем погас, тетерева стали падать в снег. Они вонзались в снег. Заметёт воронку ветер. Зверь не найдёт. Захрустит под зверем снег — тетерев успеет взлететь. В снегу гораздо теплее, чем на воздухе.

(Р. Снегирёв)

Упражнение. Выучить наизусть стихотворение.

Разыгрался ветер На лесной поляне, Закружил осину В красном сарафане. И листок с берёзы Золотистой пчёлкой Вьётся и летает Над колючей ёлкой; А под ёлкой грузди Замостили мостик... До свиданья, ёлка, Приезжай к нам в гости!

(Е. Трутнева) Упражнение. Произносить (читать) и пересказывать текст.

Как самовар  запрягли

Про одно и то же разные люди могут по-разному расска­зывать. Вот как самовар запрягли...

Сидел один мастер за самоваром. Пил чай. На самоваре чайник вздрагивает. Заметил это мастер и сказал: «Зря сила пропадает!» Запыхтел самовар. Задумал мастер использовать силу пара. Вынес самовар на поле. Приладил к нему колесо с ремнём. Стал кипятить самовар. От пара колесо завертелось, зерно молотить стало.

Захромал у мастера конь. Взял мастер самовар, поставил набок, колёса приладил. Поехал самовар. Паровозом стали его называть.

Как-то  безветренное  было лето.  Мастер  и  тут использовал самовар. Загрузил его на корабль. Стали корабль называть пароходом.

Так запрягли в работу ленивый самовар.

(По Е. Пермяку)